В Республике Беларусь Министерством по чрезвычайным ситуациям с 20 февраля по 1 марта 2021 года традиционно проводится акция «Единый день безопасности». В эти дни проводятся целенаправленные профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, правонарушений и преступлений, а также обучение поведению в условиях ЧС, аварий, оказанию первой медицинской помощи, проведение мероприятий, направленных на создание и поддержание безопасных и здоровых условий труда.

По данным ведомственного учета МЧС (по состоянию на 05.01.2021) в 2020 г. на объектах юридических лиц (без учета пожаров на транспорте) произошло 783 пожара, от которых погибли 39 человек, травмированы – 27. На объектах юридических лиц, подчиненных Госстандарту, пожаров не зарегистрировано.

Из 39 погибших от пожаров людей 31 (79,5% от общего числа) погибли в жилищном фонде, 8 (20,5%) – в производственных, бытовых и вспомогательных помещениях или на территории организаций.

В 88,9% (696) случаев причинами данных пожаров явились нарушения производственной и технологической дисциплины, связанные с «человеческим фактором»:

47,1% (369) – неосторожное обращение с огнем (в т.ч. детская шалость с огнем),

14,7% (115) – нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования,

12,0% (94) – поджог,

8,7% (68) – нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств,

2,6% (20) – нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ,

2,9% (23) – нарушение технологического регламента (процесса),

0,5% (4) – нарушение правил хранения, использования, изготовления и транспортировки веществ и материалов,

0,3% (2) – нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов,

0,1% (1) – нарушение правил эксплуатации пиротехнических изделий.

В 35,4% (277) случаев непосредственным объектом возникновения пожаров явились производственные и складские здания (сооружения), 22,5% (176) – жилищный фонд, 10,5% (82) – предприятия по обслуживанию населения, 3,7% (29) – здания для временного пребывания (проживания) людей, 2,8% (22) – объекты нового строительства, реконструкции и капитального ремонта, 1,0% (8) – зрелищные и культурно-просветительные учреждения, 0,8% (6) – учреждения образования, 0,6% (5) – научные и проектные организации, учреждения управления.

К сожалению, в прошедшем году зарегистрировано значительное количество несчастных случаев, произошедших в результате трудовой деятельности работников.

По оперативным данным Департамента Государственной инспекции труда, в 2020 году количество производственных несчастных случаев со смертельным исходом составило 139 случаев (в 2019 году – 141), установлена вина нанимателя в 70 смертельных несчастных случаях
(в 2019 году – в 63 несчастных случаях).

Произошло 638 производственных несчастных случаев с тяжелым исходом (в 2019 году – 710), в 235 из которых установлена вина нанимателя (в 2019 году – 301 несчастный случай).

29 производственных несчастных случаев произошло в результате ДТП (в 2019 году –31).

Необходимо отметить, что в одной из организаций, входящих в систему Госстандарта, зарегистрирован смертельный несчастный случай, который произошел непосредственно на рабочем месте в рабочее время и признан непроизводственным (вызван исключительно заболеванием потерпевшего). Вместе с тем данный факт указывает на необходимость усиления контроля за физическим состоянием работников, своевременности прохождения ими необходимых медицинских осмотров, разработки иных превентивных мер, направленных на сохранение жизни и здоровья сотрудников организаций.

Значительное количество происшествий, приведших к утрате здоровья, зарегистрировано в результате несоблюдения мер дорожной безопасности.

В 2020 г. в сравнении с 2019 г. в республике снизилось (-0,4%; с 3 567 до 3 554; -13) количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП, автоавария) и число раненных в них людей (-3,7%; с 3 818 до 3 678;
-140). При этом возросло число погибших в автоавариях людей (+13,5%; с 505 до 573; +68).

Справочно:

В Республике Беларусь реализуется государственная политика в области дорожного движения, одной из основных целей которой является обеспечение безопасности дорожного движения и снижение уровня дорожно-транспортного травматизма. Государством ведется последовательная работа по совершенствованию условий дорожного движения и формированию комфортной и безопасной улично-дорожной инфраструктуры, а также целенаправленные профилактические мероприятия, способствующие повышению уровня правового сознания участников дорожного движения. На системной основе осуществляется контроль за безопасностью дорожного движения в целях предупреждения и своевременного пресечения нарушений Правил дорожного движения, являющихся основными причинами дорожно-транспортного травматизма.

Благодаря мерам, принимаемым государством во взаимодействии с общественностью, в Республике Беларусь последовательно повышается уровень безопасности дорожного движения и снижается уровень дорожно-транспортного травматизма. С 2005 г. количество ежегодно погибающих в ДТП людей снизилось в 3 раза – на 1 100 человек (с 1 673 до 573).

Наиболее распространенными видами ДТП в 2020 г. явились:

наезд на пешехода – 1 246 (2019 г. – 1 286) происшествий, или 35,1% от общего количества ДТП, в которых 235 (210) человек погибли (41,0% от общего числа погибших) и 1 065 (1 123) получили ранения (29,0% от общего количества раненых);

столкновение механических транспортных средств – 1 059 (2019 г. – 1 045) ДТП (29,8%) в которых 153 (128) человека погибли (26,7%) и 1 306 (1 385) получили ранения (35,5%);

происшествия с участием одного транспортного средства (опрокидывания, наезды на препятствия (дорожные сооружения и т. п.), животных) – 791 (2019 г. – 745) ДТП (22,3%), в которых 127 (117) человек погибли (22,2%) и 894 (864) получили ранения (24,3%).

Наибольшее число ДТП регистрировалось в пятницу (17,6% от общего числа ДТП или 626) и субботу (14,5% или 517; в среднем по дням недели – 508), погибших в ДТП – в субботу (20,1% или 115) и воскресенье (17,1% или 98; в среднем по дням недели – 82), раненых – в пятницу (17,5% или 645) и субботу (14,6% или 536; в среднем по дням недели – 525).

По времени суток чаще всего ДТП регистрировались в период времени с 17 до 22 часов (33,8% или 1 203; в среднем по часам указанного 5-часового интервала – 241, полных суток – 148) и с 7 до 9 часов (13,2% или 468; в среднем по часам указанного 2-часового интервала – 234), случаи гибели в ДТП – с 17 до 24 часов (44,7% или 256; в среднем по часам указанного 7-часового интервала – 37, полных суток – 24) и с 6 до 9 часов (12,9% или 74; в среднем по часам указанного 3-часового интервала – 25), ранения – с 17 до 22 часов (33,9% или 1 247; в среднем по часам указанного 5-часового интервала – 249, полных суток – 153) и с 7 до 9 часов (13,0% или 478; в среднем по часам указанного 2-часового интервала – 239).

Основными причинами и условиями, способствующими совершению ДТП в 2020 г., явились:

- нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД) водителями (81,5% от общего количества ДТП или 2 897), в т. ч.:

1) нарушение правил проезда пешеходных переходов (19,9% от числа ДТП по вине водителей или 577 (2019 г. – 585), 45 (32) человек погибли и 557 (574) получили ранения;

2) несоблюдение очередности проезда перекрестков (13,2% или 383 (2019 г. – 364), 29 (16) человек погибли и 458 (457) получили ранения;

3) управление транспортным средством в состоянии опьянения (12,7% или 369 (2019 г. – 360), 115 (93) человек погибли и 389 (404) получили ранения;

4) превышение установленной скорости движения (12,7% или 369 (2019 г. – 392), 66 (66) человек погибли и 425 (479) получили ранения;

5) управление транспортным средством, не имея на то права (9,8% или 284 (2019 г. – 277), 53 (61) человек погибли и 333 (337) получили ранения;

6) нарушение правил маневрирования (9,3% или 269 (2019 г. – 310), 22 (26) человека погибли и 289 (328) получили ранения;

7) выезд на полосу встречного движения (3,6% или 104 (2019 г. – 91), 34 (21) человека погибли и 130 (117) получили ранения;

8) неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки (2,9% или 84 (2019 г. – 91), 3 (4) человека погибли и 106 (123) получили ранения;

9) нарушение правил обгона (2,5% или 72 (2019 г. – 64), 15 (20) человек погибли и 94 (96) получили ранения;

- нарушение ПДД пешеходами (13,1% от общего количества ДТП или 467), в т. ч.:

1) нахождение пешехода в состоянии опьянения (46,5% от числа ДТП по вине пешеходов или 217 (2019 г. – 215), 81 (79) человек погиб и 141 (139) получили ранения;

2) переход дороги в неустановленном месте (44,3% или 207 (2019 г. – 162), 50 (45) человек погибли и 165 (121) получили ранения;

3) неподчинение сигналам регулирования дорожного движения (10,0% или 47 (2019 г. – 61), 2 (4) человека погибли и 47 (58) получили ранения;

4) неожиданный выход на проезжую часть (7,7% или 36 (2019 г. – 48), 2 (2) человека погибли и 34 (46) получили ранения.

Наряду с этим сопутствующим фактором 28 происшествий (0,8% от общего количества ДТП) явилась техническая неисправность транспортного средства (2019 г. – 21), 22 (0,6%) ДТП – неудовлетворительное состояние дорог (2019 г. – 35).

При осуществлении контроля за дорожным движением уделяется особое внимание предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, являющихся основными причинами дорожно-транспортного травматизма, в результате чего в 2020 г. зарегистрировано:

1 318,8 тыс. фактов превышения скорости движения (из них
1 273,6 тыс. зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами);

230,0 тыс. фактов невыполнения водителями требований сигналов регулирования дорожного движения, правил проезда пешеходных переходов, обгона, маневрирования и иных нарушений ПДД, являющихся основными причинами дорожно-транспортного травматизма;

18,5 тыс. случаев управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачи управления транспортным средством такому лицу либо отказа от прохождения проверки (освидетельствования), повлекших административную ответственность (по фактам совершения данных правонарушений повторно в течение года возбуждено 944 уголовных дела);

54,7 тыс. фактов управления транспортным средством лицом, не имеющим на то права;

81,8 тыс. нарушений ПДД пешеходами и иными участниками дорожного движения (велосипедисты, возчики, пассажиры).

Задачи «Единого дня безопасности» – развитие в обществе культуры безопасности жизнедеятельности, проведение образовательно-воспитательной работы и пропаганда безопасных условий проживания и трудовой деятельности населения.

Помимо органов государственного управления (Генпрокуратура, МЧС, МВД, Минэнерго, Минздрав, Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минжилкомхоз, Минкультуры) и местных органов власти, участие в акции, как правило, принимают различные организации и общественные объединения: Федерация профсоюзов Беларуси, РГОО «Белорусское добровольное пожарное общество», Белорусское общество Красного креста, РГОО «ОСВОД», РОО «Белая Русь» и ОО «БРСМ».

Інспекцыя Дэпартамента кантролю і нагляду за будаўніцтвам
па г. Мінску. 220030, г. Мінск, пл.Свабоды, 17