Из года в год на карте столицы появляется большое количество новых объектов, представляющих интерес как с точки зрения архитектуры, так и их функционального назначения. Культовое сооружение – особая категория объектов и это не просто здания с массовым пребыванием людей – это место молитвы, таинств и силы, объединяющее верующих.

В ноябре этого года Инспекция Госстройнадзора по г. Минску совместно с Республиканской строительной газетой посетила одно из таких в микрорайоне Чижовка – костёл Святого Духа.

Костёл Святого Духа хороший пример сочетания современной архитектуры с элементами неоготики. Во внешнем облике доминирует стрельчатая башня с крестом над главным входом (40 метров), увенчанная высокой шатровой крышей. Однако при этом фасад храма достаточно лаконичен. Наиболее заметными декоративными элементами являются окна различной формы. Заходим внутрь.

— Наш приход был основан в 2005 году по благословлению святой памяти Митрополита Минско-Могилёвского кардинала Казимира Свёнтка, — рассказывает встретивший нас настоятель храма, доктор богословия ксёндз каноник Ян КРЕМИС. — Но первые годы община существовала, можно сказать, «на бумаге». Собирались на молитву, только по воскресеньям, в часовне на территории соседнего прихода. Все это время мы занимались получением земельного участка под строительство костёла. Ходили по инстанциям, писали письма, собирали документы. В итоге, в 2010 году нам выделили этот участок и можно было переходить к проектированию, экспертизе  и строительству.

По словам настоятеля, выбор этого места под строительство костёла не был случайным. Совсем рядом, буквально через ограду находится кладбище бывшей деревни Корзюки, ныне известное как Лошицкое. Оно существует аж с XVIII в. В исторических архивах удалось найти документы о том, что на кладбище в начале XIX в. стояла римско-католическая часовня, которая была приписана к кафедральному костелу на современной площади Свободы. Раз в неделю по воскресеньям из Минска сюда приезжали священники проводить службы. Часовня до наших дней, к сожалению не дошла.

Тем не менее, существование на этом месте в прошлом культового здания римско-католической конфессии убедило городские власти выделить именно здесь земельный участок под строительство Храма.

— 19 мая 2012 года, в присутствии многочисленных верующих и священнослужителей г. Минска, состоялось торжественное освящение участка, был установлен уличный крест и помещена капсула у основания фундамента, — продолжает ксёндз Ян Кремис. — Затем прошли годы строительства. Официально костёл введен в эксплуатацию 31 декабря 2019 г. Храм сдали без внутренней отделки. При этом хочу выразить благодарность Администрации Заводского района и всем её структурным органам, а также Инспекции департамента Госстройнадзора по г. Минску за конструктивное и высокопрофессиональное решение всех возникающих вопросов, как в период строительства, так и во время ввода в эксплуатацию нашего костёла. Отделочными работами занялись сами прихожане. Помогали все, кто чем может. Кто-то штукатурил и шпатлевал стены, кто-то укладывал пол, кто-то изготавливал витраж и декоративные элементы. Освящение костёла состоялось 9 января 2021 года. Торжественную литургию возглавил Почётный митрополит Минско-Могилёвский Архиепископ Тадеуш Кондрусевич. С этого момента храм официально считается действующим: здесь совершаются таинства и молятся люди.

Неоготика и минимализм

Костел строился на пожертвования от прихожан и неравнодушных людей. Пожертвования нельзя назвать стабильным источником финансирования. Поэтому строительство храма растянулось на целых 8 лет. Для культовых сооружений всех конфессий это стандартная ситуация.

— Передо мной стояла задача спроектировать храм в условиях ограниченных ресурсов, но с соблюдением важных пропорций, характерных для культовых сооружений, — объяснил архитектор Алексей ЕРЁМЕНКО. — Сам архитектурный облик довольно традиционен: однобашенный зальный костёл с пристроенным к алтарной части служебным жильем для нескольких священников. Похожих костёлов много и в Беларуси, и за ее пределами. По стилю он тяготеет к неоготике. Этот стиль выдает высокий шпиль на башне. Мне приятно, когда прихожане говорят, что наш костёл очень красивый. Ведь хорошая архитектура — это пропорции: соотношение длины, ширины, объема, расположение окон.

Здание костёла можно условно разделить на два основных блока: молитвенный и приходской. Молитвенный блок включает в себя сам молитвенный зал, пресвитерий (алтарная часть храма) и сопутствующие помещения: сакристии (место для хранения литургического облачения священников и богослужебных книг и иных принадлежностей) и нартекс (притвор). В Приходском блоке обустроены необходимые приходу помещения: офисные кабинеты, помещения воскресной школы, хозяйственные помещения и комнаты для жилья священников. Жилые помещения насчитаны на нескольких священнослужителей: настоятеля храма и викариев (помощников). По словам ксендза Яна Кремиса, в Римско-Католическом костёле это довольно распространенная практика, когда священники живут при храме, в котором они служат.

Отделочные работы сейчас завершены в молитвенном блоке, а в приходском еще продолжаются.

Внешний вид молитвенного зала совмещает в себе объёмы неоготики и оформление интерьера в стиле минимализма. В аписдной части костёла установлен деревянный крест с распятием. Над ним круглый витраж (1,70 см. в диаметре) с изображением голубя. Голубь в христианской иконографии — символ Святого Духа. Как раз Святому Духу костёл и посвящен. Кстати, внешний вид витража вдохновлен таковым в Соборе Святого Петра в Риме.

Под крестом располагается небольшой позолоченный табернакль (дарохранительница) — место, где хранятся Святые Дары. Композицию завершают гранитные главный алтарь (где совершается Евхаристия) и амвон (трибуна, с которой читают Божье слово и проповедь). И алтарь, и амвон изготовили умельцы из числа прихожан храма.

«Костел — это здание в первую очередь для людей»

— Посмотрите, совсем недавно на стенах установили небольшие деревянные резные барельефные изображения, — показывает настоятель. — Это крестный путь, 14 стояний от момента ареста Христа до Его смерти на кресте. Сейчас завершается изготовление деревянного конфессионала (исповедальни), который будет размещен в храме. В будущем в костёле будут обустроены боковые алтари: Божьей Матери Фатимской и св. Иоанна Крестителя. Ведь каждый месяц по 13-м числам мы проводим службу в честь Матери Божьей Фатимской, а 24-го числа каждого месяца у нас совершается служба в честь св. Иоанна Крестителя об исцелении от различных зависимостей (алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой и иных).

По словам настоятеля, со временем внутренний декор храма станет более разнообразным. В костёле запроектировано место для крестильни, органа, который в будущем здесь появится, а также предусмотрена установка колоколов в башне. Пока же их функцию выполняет электронный колокол — на улицу выведены динамики, из которых воспроизводится записанный звон колокола.

— Самый красивый костел – это костел полный людьми, а не трёхбашенный, высокий или позолоченный, — рассуждает Алексей Ерёменко. — Костёл – это здание в первую очередь для людей, чтобы они могли собраться для молитвы и таинств, а не для архитектуры и чрезмерного украшательства. Но прихожанам нравится наш костел, который мы воздвигли совместными усилиями.

Ксёндз Ян Кремис провёл для нас небольшую экскурсию по костёлу. Помимо молитвенного зала мы побывали в сакристиях, осмотрели помещения для занятий детей в воскресной школе, а также пространство, где во всю идет отделка, а в будущем расположатся жилые помещения для священников. Скромно, без лишних излишеств, но функционально и добротно.

  По материалам Республиканской строительной газеты

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством
по г. Минску. 220030, г.Минск, пл.Свободы, 17

На сайте используются файлы cookies. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. ...подробнее