В соответствии с планом мероприятий инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г.Минску, пунктом 17 приложения 7 к Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777, а также Отраслевым планом мероприятий Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по реализации задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2024 год в организациях, входящих в систему Госстандарта, период с 29 апреля по 3 мая 2024 года в инспекции проводится Неделя нулевого травматизма.

Основной задачей проведения мероприятий в рамках «Недели нулевого травматизма» является обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях (недопущение ни одного случая травмирования в организациях в этот период) путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.

Принципами проведения «Недели нулевого травматизма» являются:

1. Приоритет жизни работника и его здоровье;

2. Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;

3. Вовлечение работников организации в обеспечение безопасных условий и охраны труда. Необходимо, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах – «Один за всех, все за одного»!

4. Оценка и управление рисками на производстве;

5. Обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

Проведение «Недели нулевого травматизма» является дополнением к ежедневной работе по охране труда, в период проведения которого будет усилен контроль за соблюдением законодательства об охране труда, по предупреждению травматизма и профилактике возникновения профессиональных заболеваний сотрудников, снижения профессиональных рисков, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения средств индивидуальной защиты, сохранением жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, соблюдением санитарно-гигиенических норм.

ОХРАНА ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Согласно оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в 2023 году общее число травмированных на производстве составило 1850 человек, из которых 117 погибших.

 

Количество травмированных на производстве

Из них погибших

В % к соответствующему периоду прошлого года

травмированных на производстве

погибших

Республика Беларусь

1850

117

103,9

88,6

Брестская

249

18

92,6

78,3

Витебская

205

13

93,2

92,9

Гомельская

197

18

98

100

Гродненская

233

13

113,7

100

г. Минск

296

18

98

78,3

Минская

368

22

107,6

91,7

Могилевская

302

15

124,8

88,2

 

Основные причины несчастных случаев, произошедших в 2023 году (по завершенным расследованиям), %

Причина

Удельный вес от общего числа

причин

причин гибели

Со стороны потерпевших:

нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда

25,6

15,9

нарушение правил дорожного движения

2,0

5,1

нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента

2,8

4,3

нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

1,2

2,2

неприменение выданных средств индивидуальной защиты

1,6

1,4

Со стороны должностных лиц нанимателя:

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей                 по охране труда

10,0

14,5

неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

3,6

5,1

допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний               по вопросам охраны труда

3,4

6,5

допуск потерпевших к работе без проведения стажировки                       по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда

3,4

7,2

необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты

1,1

3,6

неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории

0,5

0,7

отсутствие, некачественная разработка проектной документации               на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования

0,8

1,4

эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств

0,9

2,2

нарушение требований проектной документации

0,6

0,7

конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда

0,2

-

Среди прочих причин:

личная неосторожность

20,1

2,9

нарушение требований по охране труда другими работниками

1,5

2,9

нарушение правил дорожного движения другим лицом

3,5

4,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам надзорной деятельности в 2023 году из предложенных к устранению нарушений требований охраны труда  26,7  процента – по организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории, 15,8  процента – по вопросам обучения, проверки знаний и инструктирования работников по вопросам охраны труда, 8,6 процента – по вопросам обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, 5,6 процента – по вопросам наличия и качественной разработки инструкций по охране труда, 3,5 процента – по вопросам проведения медицинских осмотров (освидетельствований).

 

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

По данным ведомственного учета МЧС, в 2023 году в сравнении с 2022 годом количество пожаров на объектах юридических лиц (без учета пожаров на транспорте) уменьшилось на 5,9% (с 741 до 697). Число погибших от пожаров людей на данных объектах уменьшилось на 57,5% (с 40 до 17), травмированных людей уменьшилось на 25,5% (с 51 до 38).

В 2023 году 91,2% (636) от общего числа пожаров на объектах юридических лиц произошло по причинам нарушения производственной и технологической дисциплины и причинам, связанным с «человеческим фактором»:

49,7% (316) – неосторожное обращение с огнем (в том числе детская шалость с огнем);

22,5% (143) – нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования;

10,4% (66) – нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств;

6,4% (41) – поджог;

5,3% (34) – нарушение технологического регламента (процесса);

3,9% (25) – нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ;

1,3% (8) – нарушение правил хранения, использования, изготовления (приготовления) и транспортировки веществ и материалов;

0,3% (2) – нарушение правил эксплуатации пиротехнического изделия;

0,2% (1) – нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов.

В 22,1% (154) случаев непосредственным объектом возникновения пожаров явился жилой фонд; 18,9% (132) – сельскохозяйственные объекты; 17,9% (125) – производственные и складские здания (сооружения); 8,2% (57) –предприятия по обслуживанию населения; 5,0% (35) – здания для временного пребывания (проживания) людей; 2,7% (19) – объекты нового строительства, реконструкции, капитального ремонта; 1,4% (10) – учреждения образования; 0,6% (4) – зрелищные и культурно-просветительные учреждения; 0,3% (2) – научные и проектные организации, учреждения управления.

В 70,6% (492) случаев пожаров их развитию способствовало позднее обнаружение.

Согласно официальным статистическим данным, количество пожаров (кроме лесных, неконтролируемое горение вне специального очага, приводящее к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу) составило:

Территория Республики Беларусь

2019

2020

2021

2022

2023

Республика Беларусь

6 100

6 064

6 254

5 921

5 658

Брестская область

916

891

979

904

826

Витебская область

878

873

949

937

895

Гомельская область

995

981

976

920

900

Гродненская область

784

743

742

689

665

г. Минск

305

303

296

339

298

Минская область

1 446

1 494

1 517

1 402

1 289

Могилевская область

776

779

795

730

785

В 2023 году в организациях, входящих в систему Госстандарта, пожаров и возгораний не зафиксировано.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

По данным Министерства внутренних дел, в 2023 г. (здесь и далее в сравнении с 2022 г., если не указано иное) в республике снизилось:

количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП, дорожное происшествие) на -1,7%; с 3 186 до 3 131 (-55 случаев);

в среднем за 5 предшествующих лет (2018 – 2022 гг.) – 3 376;

погибших (-6,9%; с 466 до 434 человек (-32 человека); в среднем за 5 предшествующих лет - 509);

раненых (-0,7%; с 3 384 до 3 359 человек (-25 человек); в среднем за 5 предшествующих лет – 3 596) в них людей.

Таблица 1

Сведения о количестве ДТП, погибших и раненых в них людей в регионах республики

в январе - декабре 2022-2023 гг.

Регион

ДТП

Погибло

Ранено

2022

2023

%

абс.

2022

2023

%

абс.

2022

2023

%

абс.

Брестская обл.

420

443

5,5

+23

91

65

-28,6

-26

413

460

11,4

+47

Витебская обл.

390

366

-6,2

-24

65

48

-26,2

-17

402

402

0,0

0

Гомельская обл.

425

429

0,9

+4

69

64

-7,2

-5

445

479

7,6

+34

Гродненская обл.

344

310

-9,9

-34

47

39

-17,0

-8

377

338

-10,3

-39

Минская обл.

650

649

-0,2

-1

125

148

18,4

+23

709

684

-3,5

-25

Могилевская обл.

384

369

-3,9

-15

49

46

-6,1

-3

421

404

-4,0

-17

г. Минск

573

565

-1,4

-8

20

24

20,0

+4

617

592

-4,1

-25

Республика

3186

3131

-1,7

-55

466

434

-6,9

-32

3384

3359

-0,7

-25

 

В республике и регионах страны дорожно-транспортная обстановка характеризовалась в целом стабильностью и подконтрольностью органам внутренних дел. Так, в большинстве районов и городов страны (60,6%; 83 из 137) складывалась благоприятная дорожно-транспортная обстановка:

не допущено гибели людей в ДТП (19,0%; 26);

обеспечена динамика снижения количества жертв дорожных происшествий (44,5%; 61);

не допущено роста данного показателя (16,1%; 22).

При этом количество погибших в ДТП возросло более чем в каждом третьем районе (городе) республики (39,4%; 54).

Наиболее сложная ситуация с гибелью людей в ДТП (число погибших возросло на 3 и более) отмечена в:

г. Бресте (с 6 до 10), г. Барановичи (с 2 до 5) и Ганцевичском (с 2 до 5) районе Брестской области;

Докшицком (с 0 до 3) и Сенненском (с 0 до 3) районах Витебской области;

Гомельском (с 3 до 8) и Светлогорском (с 4 до 7) районах Гомельской области;

Новогрудском (с 0 до 5) и Ошмянском (с 1 до 4) районах Гродненской области;

Березинском (с 1 до 5), Вилейском (с 2 до 5), Дзержинском (с 2 до 5), Крупском (с 1 до 4), Любанском (с 0 до 3), Мядельском (с 0 до 3), Пуховичском (с 4 до 7), Смолевичском (с 10 до 24), Солигорском (с 5 до 9) и Червенском
(с 4 до 7) районах Минской области;

Быховском (с 0 до 3), Кировском (с 0 до 3) и Мстиславском (с 0 до 4) районах Могилевской области;

Московском (с 0 до 3), Октябрьском (с 0 до 5), Советском (с 0 до 3) и Фрунзенском (с 3 до 6) районах г. Минска.

В 2023 г. наиболее распространенными категориями и видами ДТП явились:

ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода – 957 (2022 г. – 971) дорожных происшествий (30,6% от общего количества ДТП), в которых 177 (165) человек погибли (40,8% от общего числа погибших) и 811 (841) получили ранения (24,1% от общего количества раненых);

столкновение на перекрестке – 381 (2022 г. – 385) дорожное происшествие (12,2%), в которых 27 (19) человек погибли (6,2%) и 485 (465) получили ранения (14,4%);

наезд на велосипедиста – 336 (2022 г. – 293) дорожных происшествий (10,7%), в которых 34 (41) человека погибли (7,8%) и 306 (257) получили ранения (9,1%);

опрокидывания – 331 (2022 г. – 358) дорожное происшествие (10,6%), в которых 41 (54) человек погиб (9,4%) и 393 (381) получили ранения (11,7%);

наезд на препятствия – 288 (2022 г. – 298) дорожных происшествий (9,2%), в которых 42 (63) человека погибли (9,7%) и 328 (326) получили ранения (9,8%).

Основными причинами и условиями, способствующими совершению ДТП, в 2023 г. явились:

нарушение ПДД водителями, в т. ч.:

нарушение правил проезда пешеходных переходов – 537 (2022 г. – 472) дорожных происшествий (20,7% от числа ДТП по вине водителей), в которых 31 (34) человек погиб и 514 (455) получили ранения;

несоблюдение очередности проезда перекрестков – 331 (2022 г. – 361) дорожное происшествие (12,8%), в которых 24 (13) человека погибли и 412 (423) получили ранения;

превышение установленной скорости движения – 267 (2022 г. – 286) дорожных происшествий (10,3%), в которых 34 (55) человека погибли и 316 (324) получили ранения;

нарушение правил маневрирования – 255 (2022 г. – 278) дорожных происшествий (9,9%), в которых 27 (23) человек погибли и 273 (299) получили ранения;

несоблюдение дистанции – 175 (2022 г. – 174) дорожных происшествий (6,8%), в которых 4 (10) человека погибли и 208 (205) получили ранения;

выезд на полосу встречного движения – 91 (2022 г. – 99) дорожное происшествие (3,5%), в которых 23 (44) человека погибли и 140 (147) получили ранения;

неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки – 76 (2022 г. – 54) дорожных происшествий (2,9%), в которых 1 (5) человек погиб и 89 (62) получили ранения;

нарушение ПДД пешеходами, в т. ч.:

переход дороги в неустановленном месте – 80 (2022 г. – 81) дорожных происшествий (28% от числа ДТП по вине пешеходов), в которых 23 (20) человека погибли и 59 (63) получили ранения;

нахождение на проезжей части без СВЭ в темное время суток – 64
(2022 г. – 82) дорожных происшествия (22,4%), в которых 32 (41) человека погибли и 33 (41) получили ранения;

неподчинение сигналам регулирования дорожного движения – 61
(2022 г. - 52) дорожное происшествие (21,3%), в которых 8 (7) человек погибли и 59 (47) получили ранения.

Наряду с этим сопутствующим фактором 23 (2022 г. – 35) дорожных происшествий (0,7% от общего количества ДТП) явилась техническая неисправность транспортного средства, 35 (2022 г. – 45) ДТП (1,1%) – неудовлетворительное состояние дорог.

В 2023 г. в республике отмечено снижение количества ДТП (-13,0%; с 269 до 234; -35), совершенных по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, погибших (-28,4%; с 81 до 58; -23) и раненых (-6,9%; с 274 до 255; -19) участников движения в таких ДТП. Наряду с этим уменьшилось число ДТП (-24,1%; с 212 до 161; -51), совершенных по вине лиц, не имеющих права управления, погибших (-59,3%; с 64 до 26; -38) и раненых (-12,1%; с 215 до 189; -26) в указанных дорожных происшествиях граждан.

В прошедшем году, несмотря на снижение количества дорожных происшествий (-1,4%; с 971 до 957; -14) с участием пешеходов и раненых
(-3,6%; с 841 до 811; -30) в них людей, зарегистрирован рост числа погибших (+7,3%; с 165 до 177; +12) в таких ДТП граждан.

В 2023 г. в республике также снизилось количество дорожных происшествий (-4,7%; с 300 до 286; -14), совершенных по вине пешеходов, и раненых (-10,2%; с 226 до 203; -23) в таких ДТП людей. Вместе с тем возросло число погибших (+12,5%; с 80 до 90; +10) по вине рассматриваемой категории участников движения.

По итогам прошедшего года отмечено снижение количества ДТП (-16,5%; с 139 до 116; -23), совершенных по вине нетрезвых пешеходов.

В прошедшем году в целом по стране отмечен рост количества дорожных происшествий (+14,7%; с 293 до 336; +43) с участием велосипедистов и раненых (+19,1%; с 257 до 306; +49) в указанных происшествиях людей. Наряду с этим сократилось количество погибших (-17,1%; с 41 до 34; -7) участников движения в таких ДТП.

В 2023 г. несмотря на увеличение количества зарегистрированных в республике ДТП (+9,2%; с 379 до 414; +35) с участием детей и раненых в них несовершеннолетних (+11,4%; с 396 до 441; +45), сократилось число погибших в дорожных происшествиях детей (-12,5%; с 16 до 14; -2).

В разрезе категорий чаще других участниками ДТП становились дети-пассажиры (165 или 36,3% от общего количества пострадавших в ДТП детей). Так в 2023 г. 9 (64,3% от общего количества погибших в ДТП детей) несовершеннолетних пассажиров погибли и 156 (35,4% от общего количества раненых в ДТП детей) получили ранения.

Участниками дорожных происшествий в качестве пешеходов стал 161 (35,4%) несовершеннолетний, из них 3 (21,4%) погибли и 158 (35,8%) были травмированы.

В качестве велосипедистов участниками ДТП стали 109 (24,0%) детей, из них 2 (14,3%) погибли, 107 (24,3%) ранено.

По итогам прошедшего года травмы получили 20 (4,4%) несовершеннолетних водителей.

Негативные тенденции в состоянии детского дорожно-транспортного травматизма обусловлены  увеличением числа зарегистрированных дорожных происшествий (+78,7%; с 61 до 109; +48) с участием несовершеннолетних, передвигающихся на велосипедах, погибших (с 1 до 2) и раненых (+78,3%; с 60 до 107; +47) в них детей.

Наряду с этим возросло число травмированных в ДТП пассажиров моложе 18 лет (+3,1%; с 159 до 164; +5).

72,2% (299 из 414) ДТП с участием детей произошло по вине водителей транспортных средств.

В 2023 г. в республике сократилось количество ДТП, произошедших в сельских населенных пунктах (-3,5%; с 229 до 221; -8), и погибших (-33,3%; с 45 до 30; -15) в таких дорожных происшествиях людей. Вместе с тем по итогам 2023 г. отмечено увеличение числа раненых (+6,3%; с 207 до 220; +13) в рассматриваемых ДТП граждан.

По итогам прошедшего года в республике возросло число дорожных происшествий с участием мототранспорта (+11,5%; с 314 до 350; +36), а также погибших (+41,4%; с 29 до 41; +12) и раненых (+8,8%; с 317 до 345; +28) в таких ДТП участников движения.

Следует отметить, что большинство дорожных происшествий с участием мототранспорта (60,0% или 210 из 350), а также погибших (61,0% или 25 из 41) и раненых (60,9% или 210 из 345) в них людей зарегистрировано по вине водителей указанной категории транспортных средств.

Наибольшее число всех ДТП регистрировалось в пятницу (480), субботу (476) и понедельник (453), погибших в ДТП – в понедельник (79) и субботу (77), раненых – в субботу (524), пятницу (519) и понедельник (490).

По времени суток чаще всего ДТП регистрировались в периоды времени с 7 до 9 часов и с 17 до 21 часов, случаи гибели в ДТП – с 15 до 16 часов и с 17 до 22 часов, ранения - с 7 до 9 часов, с 15 до 16 часов и с 17 до 21 часа.

Справочно: Значительное влияние на высокий количественный показатель по погибшим и раненым в дорожных происшествиях людей в такой день недели, как понедельник, и в период времени с 15 до 16 часов существенно повлияло ДТП, имевшее место 20 февраля 2023 г. в Смолевичском районе Минской области.

Составлено по материалам, представленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, а также сайтов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, материалам Интернета из открытых источников

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством
по г. Минску. 220030, г.Минск, пл.Свободы, 17

На сайте используются файлы cookies. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. ...подробнее