В соответствии с планом мероприятий инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г.Минску, пунктом 17 приложения 7 к Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777, а также Отраслевым планом мероприятий Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по реализации задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2024 год в организациях, входящих в систему Госстандарта, период с 29 апреля по 3 мая 2024 года в инспекции проводится Неделя нулевого травматизма.
Основной задачей проведения мероприятий в рамках «Недели нулевого травматизма» является обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях (недопущение ни одного случая травмирования в организациях в этот период) путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.
Принципами проведения «Недели нулевого травматизма» являются:
1. Приоритет жизни работника и его здоровье;
2. Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;
3. Вовлечение работников организации в обеспечение безопасных условий и охраны труда. Необходимо, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах – «Один за всех, все за одного»!
4. Оценка и управление рисками на производстве;
5. Обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.
Проведение «Недели нулевого травматизма» является дополнением к ежедневной работе по охране труда, в период проведения которого будет усилен контроль за соблюдением законодательства об охране труда, по предупреждению травматизма и профилактике возникновения профессиональных заболеваний сотрудников, снижения профессиональных рисков, контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, правильностью применения средств индивидуальной защиты, сохранением жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, соблюдением санитарно-гигиенических норм.
ОХРАНА ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Согласно оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в 2023 году общее число травмированных на производстве составило 1850 человек, из которых 117 погибших.
|
Количество травмированных на производстве |
Из них погибших |
В % к соответствующему периоду прошлого года |
|
травмированных на производстве |
погибших |
|||
Республика Беларусь |
1850 |
117 |
103,9 |
88,6 |
Брестская |
249 |
18 |
92,6 |
78,3 |
Витебская |
205 |
13 |
93,2 |
92,9 |
Гомельская |
197 |
18 |
98 |
100 |
Гродненская |
233 |
13 |
113,7 |
100 |
г. Минск |
296 |
18 |
98 |
78,3 |
Минская |
368 |
22 |
107,6 |
91,7 |
Могилевская |
302 |
15 |
124,8 |
88,2 |
Основные причины несчастных случаев, произошедших в 2023 году (по завершенным расследованиям), %
Причина |
Удельный вес от общего числа |
|
причин |
причин гибели |
|
Со стороны потерпевших: |
||
нарушение трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда |
25,6 |
15,9 |
нарушение правил дорожного движения |
2,0 |
5,1 |
нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента |
2,8 |
4,3 |
нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ |
1,2 |
2,2 |
неприменение выданных средств индивидуальной защиты |
1,6 |
1,4 |
Со стороны должностных лиц нанимателя: |
||
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда |
10,0 |
14,5 |
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
3,6 |
5,1 |
допуск потерпевших к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда |
3,4 |
6,5 |
допуск потерпевших к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда |
3,4 |
7,2 |
необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты |
1,1 |
3,6 |
неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории |
0,5 |
0,7 |
отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования |
0,8 |
1,4 |
эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств |
0,9 |
2,2 |
нарушение требований проектной документации |
0,6 |
0,7 |
конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств) по охране труда |
0,2 |
- |
Среди прочих причин: |
||
личная неосторожность |
20,1 |
2,9 |
нарушение требований по охране труда другими работниками |
1,5 |
2,9 |
нарушение правил дорожного движения другим лицом |
3,5 |
4,3 |
По результатам надзорной деятельности в 2023 году из предложенных к устранению нарушений требований охраны труда 26,7 процента – по организации и содержанию рабочих мест, зданий, производственной территории, 15,8 процента – по вопросам обучения, проверки знаний и инструктирования работников по вопросам охраны труда, 8,6 процента – по вопросам обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, 5,6 процента – по вопросам наличия и качественной разработки инструкций по охране труда, 3,5 процента – по вопросам проведения медицинских осмотров (освидетельствований).
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
По данным ведомственного учета МЧС, в 2023 году в сравнении с 2022 годом количество пожаров на объектах юридических лиц (без учета пожаров на транспорте) уменьшилось на 5,9% (с 741 до 697). Число погибших от пожаров людей на данных объектах уменьшилось на 57,5% (с 40 до 17), травмированных людей уменьшилось на 25,5% (с 51 до 38).
В 2023 году 91,2% (636) от общего числа пожаров на объектах юридических лиц произошло по причинам нарушения производственной и технологической дисциплины и причинам, связанным с «человеческим фактором»:
49,7% (316) – неосторожное обращение с огнем (в том числе детская шалость с огнем);
22,5% (143) – нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования;
10,4% (66) – нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств;
6,4% (41) – поджог;
5,3% (34) – нарушение технологического регламента (процесса);
3,9% (25) – нарушение противопожарных требований при проведении огневых работ;
1,3% (8) – нарушение правил хранения, использования, изготовления (приготовления) и транспортировки веществ и материалов;
0,3% (2) – нарушение правил эксплуатации пиротехнического изделия;
0,2% (1) – нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов.
В 22,1% (154) случаев непосредственным объектом возникновения пожаров явился жилой фонд; 18,9% (132) – сельскохозяйственные объекты; 17,9% (125) – производственные и складские здания (сооружения); 8,2% (57) –предприятия по обслуживанию населения; 5,0% (35) – здания для временного пребывания (проживания) людей; 2,7% (19) – объекты нового строительства, реконструкции, капитального ремонта; 1,4% (10) – учреждения образования; 0,6% (4) – зрелищные и культурно-просветительные учреждения; 0,3% (2) – научные и проектные организации, учреждения управления.
В 70,6% (492) случаев пожаров их развитию способствовало позднее обнаружение.
Согласно официальным статистическим данным, количество пожаров (кроме лесных, неконтролируемое горение вне специального очага, приводящее к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу) составило:
Территория Республики Беларусь |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Республика Беларусь |
6 100 |
6 064 |
6 254 |
5 921 |
5 658 |
Брестская область |
916 |
891 |
979 |
904 |
826 |
Витебская область |
878 |
873 |
949 |
937 |
895 |
Гомельская область |
995 |
981 |
976 |
920 |
900 |
Гродненская область |
784 |
743 |
742 |
689 |
665 |
г. Минск |
305 |
303 |
296 |
339 |
298 |
Минская область |
1 446 |
1 494 |
1 517 |
1 402 |
1 289 |
Могилевская область |
776 |
779 |
795 |
730 |
785 |
В 2023 году в организациях, входящих в систему Госстандарта, пожаров и возгораний не зафиксировано.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
По данным Министерства внутренних дел, в 2023 г. (здесь и далее в сравнении с 2022 г., если не указано иное) в республике снизилось:
количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП, дорожное происшествие) на -1,7%; с 3 186 до 3 131 (-55 случаев);
в среднем за 5 предшествующих лет (2018 – 2022 гг.) – 3 376;
погибших (-6,9%; с 466 до 434 человек (-32 человека); в среднем за 5 предшествующих лет - 509);
раненых (-0,7%; с 3 384 до 3 359 человек (-25 человек); в среднем за 5 предшествующих лет – 3 596) в них людей.
Таблица 1
Сведения о количестве ДТП, погибших и раненых в них людей в регионах республики
в январе - декабре 2022-2023 гг.
Регион |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
|||||||||
2022 |
2023 |
% |
абс. |
2022 |
2023 |
% |
абс. |
2022 |
2023 |
% |
абс. |
|
Брестская обл. |
420 |
443 |
5,5 |
+23 |
91 |
65 |
-28,6 |
-26 |
413 |
460 |
11,4 |
+47 |
Витебская обл. |
390 |
366 |
-6,2 |
-24 |
65 |
48 |
-26,2 |
-17 |
402 |
402 |
0,0 |
0 |
Гомельская обл. |
425 |
429 |
0,9 |
+4 |
69 |
64 |
-7,2 |
-5 |
445 |
479 |
7,6 |
+34 |
Гродненская обл. |
344 |
310 |
-9,9 |
-34 |
47 |
39 |
-17,0 |
-8 |
377 |
338 |
-10,3 |
-39 |
Минская обл. |
650 |
649 |
-0,2 |
-1 |
125 |
148 |
18,4 |
+23 |
709 |
684 |
-3,5 |
-25 |
Могилевская обл. |
384 |
369 |
-3,9 |
-15 |
49 |
46 |
-6,1 |
-3 |
421 |
404 |
-4,0 |
-17 |
г. Минск |
573 |
565 |
-1,4 |
-8 |
20 |
24 |
20,0 |
+4 |
617 |
592 |
-4,1 |
-25 |
Республика |
3186 |
3131 |
-1,7 |
-55 |
466 |
434 |
-6,9 |
-32 |
3384 |
3359 |
-0,7 |
-25 |
В республике и регионах страны дорожно-транспортная обстановка характеризовалась в целом стабильностью и подконтрольностью органам внутренних дел. Так, в большинстве районов и городов страны (60,6%; 83 из 137) складывалась благоприятная дорожно-транспортная обстановка:
не допущено гибели людей в ДТП (19,0%; 26);
обеспечена динамика снижения количества жертв дорожных происшествий (44,5%; 61);
не допущено роста данного показателя (16,1%; 22).
При этом количество погибших в ДТП возросло более чем в каждом третьем районе (городе) республики (39,4%; 54).
Наиболее сложная ситуация с гибелью людей в ДТП (число погибших возросло на 3 и более) отмечена в:
г. Бресте (с 6 до 10), г. Барановичи (с 2 до 5) и Ганцевичском (с 2 до 5) районе Брестской области;
Докшицком (с 0 до 3) и Сенненском (с 0 до 3) районах Витебской области;
Гомельском (с 3 до 8) и Светлогорском (с 4 до 7) районах Гомельской области;
Новогрудском (с 0 до 5) и Ошмянском (с 1 до 4) районах Гродненской области;
Березинском (с 1 до 5), Вилейском (с 2 до 5), Дзержинском (с 2 до 5), Крупском (с 1 до 4), Любанском (с 0 до 3), Мядельском (с 0 до 3), Пуховичском (с 4 до 7), Смолевичском (с 10 до 24), Солигорском (с 5 до 9) и Червенском
(с 4 до 7) районах Минской области;
Быховском (с 0 до 3), Кировском (с 0 до 3) и Мстиславском (с 0 до 4) районах Могилевской области;
Московском (с 0 до 3), Октябрьском (с 0 до 5), Советском (с 0 до 3) и Фрунзенском (с 3 до 6) районах г. Минска.
В 2023 г. наиболее распространенными категориями и видами ДТП явились:
ДТП с участием механического транспортного средства и пешехода – 957 (2022 г. – 971) дорожных происшествий (30,6% от общего количества ДТП), в которых 177 (165) человек погибли (40,8% от общего числа погибших) и 811 (841) получили ранения (24,1% от общего количества раненых);
столкновение на перекрестке – 381 (2022 г. – 385) дорожное происшествие (12,2%), в которых 27 (19) человек погибли (6,2%) и 485 (465) получили ранения (14,4%);
наезд на велосипедиста – 336 (2022 г. – 293) дорожных происшествий (10,7%), в которых 34 (41) человека погибли (7,8%) и 306 (257) получили ранения (9,1%);
опрокидывания – 331 (2022 г. – 358) дорожное происшествие (10,6%), в которых 41 (54) человек погиб (9,4%) и 393 (381) получили ранения (11,7%);
наезд на препятствия – 288 (2022 г. – 298) дорожных происшествий (9,2%), в которых 42 (63) человека погибли (9,7%) и 328 (326) получили ранения (9,8%).
Основными причинами и условиями, способствующими совершению ДТП, в 2023 г. явились:
нарушение ПДД водителями, в т. ч.:
нарушение правил проезда пешеходных переходов – 537 (2022 г. – 472) дорожных происшествий (20,7% от числа ДТП по вине водителей), в которых 31 (34) человек погиб и 514 (455) получили ранения;
несоблюдение очередности проезда перекрестков – 331 (2022 г. – 361) дорожное происшествие (12,8%), в которых 24 (13) человека погибли и 412 (423) получили ранения;
превышение установленной скорости движения – 267 (2022 г. – 286) дорожных происшествий (10,3%), в которых 34 (55) человека погибли и 316 (324) получили ранения;
нарушение правил маневрирования – 255 (2022 г. – 278) дорожных происшествий (9,9%), в которых 27 (23) человек погибли и 273 (299) получили ранения;
несоблюдение дистанции – 175 (2022 г. – 174) дорожных происшествий (6,8%), в которых 4 (10) человека погибли и 208 (205) получили ранения;
выезд на полосу встречного движения – 91 (2022 г. – 99) дорожное происшествие (3,5%), в которых 23 (44) человека погибли и 140 (147) получили ранения;
неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки – 76 (2022 г. – 54) дорожных происшествий (2,9%), в которых 1 (5) человек погиб и 89 (62) получили ранения;
нарушение ПДД пешеходами, в т. ч.:
переход дороги в неустановленном месте – 80 (2022 г. – 81) дорожных происшествий (28% от числа ДТП по вине пешеходов), в которых 23 (20) человека погибли и 59 (63) получили ранения;
нахождение на проезжей части без СВЭ в темное время суток – 64
(2022 г. – 82) дорожных происшествия (22,4%), в которых 32 (41) человека погибли и 33 (41) получили ранения;
неподчинение сигналам регулирования дорожного движения – 61
(2022 г. - 52) дорожное происшествие (21,3%), в которых 8 (7) человек погибли и 59 (47) получили ранения.
Наряду с этим сопутствующим фактором 23 (2022 г. – 35) дорожных происшествий (0,7% от общего количества ДТП) явилась техническая неисправность транспортного средства, 35 (2022 г. – 45) ДТП (1,1%) – неудовлетворительное состояние дорог.
В 2023 г. в республике отмечено снижение количества ДТП (-13,0%; с 269 до 234; -35), совершенных по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, погибших (-28,4%; с 81 до 58; -23) и раненых (-6,9%; с 274 до 255; -19) участников движения в таких ДТП. Наряду с этим уменьшилось число ДТП (-24,1%; с 212 до 161; -51), совершенных по вине лиц, не имеющих права управления, погибших (-59,3%; с 64 до 26; -38) и раненых (-12,1%; с 215 до 189; -26) в указанных дорожных происшествиях граждан.
В прошедшем году, несмотря на снижение количества дорожных происшествий (-1,4%; с 971 до 957; -14) с участием пешеходов и раненых
(-3,6%; с 841 до 811; -30) в них людей, зарегистрирован рост числа погибших (+7,3%; с 165 до 177; +12) в таких ДТП граждан.
В 2023 г. в республике также снизилось количество дорожных происшествий (-4,7%; с 300 до 286; -14), совершенных по вине пешеходов, и раненых (-10,2%; с 226 до 203; -23) в таких ДТП людей. Вместе с тем возросло число погибших (+12,5%; с 80 до 90; +10) по вине рассматриваемой категории участников движения.
По итогам прошедшего года отмечено снижение количества ДТП (-16,5%; с 139 до 116; -23), совершенных по вине нетрезвых пешеходов.
В прошедшем году в целом по стране отмечен рост количества дорожных происшествий (+14,7%; с 293 до 336; +43) с участием велосипедистов и раненых (+19,1%; с 257 до 306; +49) в указанных происшествиях людей. Наряду с этим сократилось количество погибших (-17,1%; с 41 до 34; -7) участников движения в таких ДТП.
В 2023 г. несмотря на увеличение количества зарегистрированных в республике ДТП (+9,2%; с 379 до 414; +35) с участием детей и раненых в них несовершеннолетних (+11,4%; с 396 до 441; +45), сократилось число погибших в дорожных происшествиях детей (-12,5%; с 16 до 14; -2).
В разрезе категорий чаще других участниками ДТП становились дети-пассажиры (165 или 36,3% от общего количества пострадавших в ДТП детей). Так в 2023 г. 9 (64,3% от общего количества погибших в ДТП детей) несовершеннолетних пассажиров погибли и 156 (35,4% от общего количества раненых в ДТП детей) получили ранения.
Участниками дорожных происшествий в качестве пешеходов стал 161 (35,4%) несовершеннолетний, из них 3 (21,4%) погибли и 158 (35,8%) были травмированы.
В качестве велосипедистов участниками ДТП стали 109 (24,0%) детей, из них 2 (14,3%) погибли, 107 (24,3%) ранено.
По итогам прошедшего года травмы получили 20 (4,4%) несовершеннолетних водителей.
Негативные тенденции в состоянии детского дорожно-транспортного травматизма обусловлены увеличением числа зарегистрированных дорожных происшествий (+78,7%; с 61 до 109; +48) с участием несовершеннолетних, передвигающихся на велосипедах, погибших (с 1 до 2) и раненых (+78,3%; с 60 до 107; +47) в них детей.
Наряду с этим возросло число травмированных в ДТП пассажиров моложе 18 лет (+3,1%; с 159 до 164; +5).
72,2% (299 из 414) ДТП с участием детей произошло по вине водителей транспортных средств.
В 2023 г. в республике сократилось количество ДТП, произошедших в сельских населенных пунктах (-3,5%; с 229 до 221; -8), и погибших (-33,3%; с 45 до 30; -15) в таких дорожных происшествиях людей. Вместе с тем по итогам 2023 г. отмечено увеличение числа раненых (+6,3%; с 207 до 220; +13) в рассматриваемых ДТП граждан.
По итогам прошедшего года в республике возросло число дорожных происшествий с участием мототранспорта (+11,5%; с 314 до 350; +36), а также погибших (+41,4%; с 29 до 41; +12) и раненых (+8,8%; с 317 до 345; +28) в таких ДТП участников движения.
Следует отметить, что большинство дорожных происшествий с участием мототранспорта (60,0% или 210 из 350), а также погибших (61,0% или 25 из 41) и раненых (60,9% или 210 из 345) в них людей зарегистрировано по вине водителей указанной категории транспортных средств.
Наибольшее число всех ДТП регистрировалось в пятницу (480), субботу (476) и понедельник (453), погибших в ДТП – в понедельник (79) и субботу (77), раненых – в субботу (524), пятницу (519) и понедельник (490).
По времени суток чаще всего ДТП регистрировались в периоды времени с 7 до 9 часов и с 17 до 21 часов, случаи гибели в ДТП – с 15 до 16 часов и с 17 до 22 часов, ранения - с 7 до 9 часов, с 15 до 16 часов и с 17 до 21 часа.
Справочно: Значительное влияние на высокий количественный показатель по погибшим и раненым в дорожных происшествиях людей в такой день недели, как понедельник, и в период времени с 15 до 16 часов существенно повлияло ДТП, имевшее место 20 февраля 2023 г. в Смолевичском районе Минской области.
Составлено по материалам, представленным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, а также сайтов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, материалам Интернета из открытых источников